Выдающиеся выпускники


С 1876 по 1917 годы Пермское Алексеевское реальное училище подготовило более двух тысяч специалистов, которые проявили себя в различных отраслях науки и производства, политической и общественной деятельности.

Гордость учебного заведения – Аркадий Дмитриевич Швецов, выпускник 1908 года. Преемник Пермского Алексеевского реального училища Пермский авиационный техникум теперь носит его имя.

Швецов Аркадий Дмитриевич (1892, п.Нижне-Сергинский завод, Красноуфимского уезда Пермской губернии - 1953, Москва)

Аркадий Дмитриевич Швецов - советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948), Герой Социалистического Труда (1942), Лауреат Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948).

Аркадий Дмитриевич Швецов родился 25 января 1892 года в поселке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, в семье заводского учителя. Его дед был кузнецом Суксунского завода. Отец много учительствовал в Пермской губернии, поэтому семья много раз переезжала. В 1900 году Швецовы переехали в Пермь.

В семье было семеро детей. Все получили прекрасное домашнее образование.

В 1901 году Аркадий Швецов был зачислен в приготовительный класс Пермского Алексеевского реального училища. Здесь уже учились два его старших брата и «за успехи и поведение» все трое были освобождены от платы за обучение.

В 1908 году Аркадий Швецов получил аттестат о среднем образовании, окончив 6 классов.

Удостоверение личности А.Д.Швецова, сделанное 1909 году и заверенное директором Пермского Алексеевского реального училища Ф.Ф.Скурским

Год заняла подготовка к поступлению в Московское техническое училище (ныне МВТУ им.Н.Э.Баумана) и 1 сентября 1910 он стал студентом этого учебного заведения.

Смерть отца в 1911 году заставила поменять планы. Аркадий Швецов пошёл работать токарем на завод «Динамо» и только через десять лет, в 1921 году, он смог получить диплом инженера по двигателям внутреннего сгорания.

В мае 1922 года А.Д.Швецов возглавил конструкторское бюро на авиазаводе «Мотор», а в 1924 году стал главным инженером.

В 1923 году появился первый отечественный мотор М-11, конструкции А.Д.Швецова. За его создание пермяка наградили золотыми часами с гравировкой: «Первому конструктору первого советского авиамотора тов. Швецову».

Этот мотор был установлен на самолеты У-2 (ПО-2), АИР-6, УТ-2, УТ-4, ЯК-18 - всего 18 типов. Всего было выпущено около 120 000 моторов М-11, что является своеобразным рекордом.

Не одно поколение летчиков от пионеров Красного воздушного флота до космонавтов учились лётному мастерству на самолетах с моторами М-11.

В 1931-33 годах А.Д.Швецов в составе делегации советских специалистов посетил заводы авиационной промышлености США.

К этому времени уже было принято решение о постройке авиамоторного завода в Перми.

В 1934 году на окраине города уже возвели корпуса и установили станки, чтобы производить американский мотор. Нарком Серго Орджоникидзе предложил А.Д.Швецову возглавить конструкторского бюро на новом заводе.

В Перми сначала наладили выпуск лицензионного мотора, потом под руководством Аркадия Швецова стали его модернизировать. Вскоре на пермском заводе был создан мотор М-25, который стал событием – это был один из самых совершенных моторов того времени, технологически относительно простым и, главное, надежным.

В 1939 году конструкторский отдел завода № 19 выделяется в самостоятельное ОКБ-19, главным конструктором которого назначается А.Д.Швецов.

Если суммировать достижения Швецова, то за девятнадцать работы в Перми, под его руководством было создано десять моторов, каждый из которых стал событием, в том числе такие легендарные, как АШ-62ИР для самолета Ан-2 и АШ-82Т для Ил-14. Исследователи истории авиации пишут: «по количеству моторов, изготовленных в серийном производстве, ОКБ А.Д. Швецова, пожалуй, является своеобразным чемпионом. Не считая массового двигателя М-11, было произведено: до войны - моторов типа М-25, М-25А, М-25В, М-62, М-63 - около 36000 экземпляров; во время войны (АШ-62ИР, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-83) - около 44000 экземпляров; после войны (АШ-73ТК, АШ-82Т, АШ-82В, АШ-21) - около 25000 экземпляров. А всего - более 100 тысяч моторов! Если считать и моторы М-11, то число "швецовских" моторов, изготовленных с 1927 г., перевалило за 200 тысяч единиц. (…) Пожалуй, ни одно КБ не может похвастаться таким творческим урожаем». (по книге Лев Берне «Цель жизни – строить моторы» ).

Знаменитый летчик Михаил Громов, (тот самый, в честь которого назван поселок Громова), начавший испытывать самолеты с моторами Швецова еще в 1930-е, отмечал, что одной из главных и важнейших характеристик пермских двигателей является то, что они «прощали грубые ошибки пилотов». Иными словами, от летчика не требовались ни особое мастерство, ни опытность. То же – в производстве. Швецов был гением и в технологии, оттого его моторы могли производить и подростки, только что вставшие из-за парт – что и происходило в Великую Отечественную войну.

Осенью 1940 года за большой научно-технический вклад в создание авиадвигателей ВАК присудила А.Д.Швецову без защиты диссертации ученую степень доктора технических наук.

За многолетнюю деятельность в 1942 году А.Д.Швецову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он стал первым в Перми кавалером этого звания, как и первым доктором технических наук и лауреатом правительственных премий.

А в 1944 году моторы его конструкции получили именной буквенный индекс: АШ – Аркадий Швецов.

За достигнутые результаты в работе Аркадий Дмитриевич был удостоен многочисленных наград и премий:

  • пять орденов Ленина (1936, 1942, 1945, 1949, 1952)
  • орден Суворова II степени
  • орден Кутузова I степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Сталинская премия первой степени (1942) — за разработку новой конструкции авиационного мотора
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия (1948)

Именем названа улица в центре Перми, а также авиационный техникум – бывшее Алексеевское реальное училище, которое Аркадий Дмитриевич закончил.

В сквере перед заводоуправлением Пермские моторные заводы установлен бюст А.Д.Швецова.